понеділок, 16 червня 2014 р.

Христианская медитация Лоренс Фримен OSB(бенедиктинец) «Внутренний свет. Путь христианской медитации»


О.Лоренц - монах-бенедиктинец монастыря Христа Царя в Англии. Он является автором множества бестселлеров, посвященных созерцательной жизни мирян и монахов в современном мире. также принимает активное участие во многих инициативах, связанных с межрелигиозным диалогом. 

Цитаты из книги о.Лоренса "Внутренний свет. Путь христианской медитации" 

Христианская медитация – разновидность созерцательной молитвы, известной со времен ранних христиан. Иисус Христос раскрыл преимущества созерцательного измерения бытия в истории о Марфе и Марии. Мы призваны к более глубокому постижению Евангелия и нашей собственной христианской жизни для достижения гармонии и взаимодействия различных сторон христианской духовности. Марфа и Мария – сестры, но это не просто два образа – это символ двух дополняющих друг друга измерения личности.

Без спокойствия Марии, сидящей у ног Учителя и слушающей Его, мы становимся подобны Марфе: раздражительными, недовольными, рассеянными. В конце концов, даже любой наш труд, не укорененный во внутреннем Божьем покое и никогда не останавливающемся созерцательном бдении, теряет свою продуктивность. На самом деле и Мария, и Марфа трудятся одновременно: одна внешне, а другая внутренне.

Созерцание – часть нашей работы, помогающая нам делать другую ее часть лучше. Мария и Марфа – это две комнаты в нашем сердце. Они не просто дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге для реализации полноты жизни.

Существует много видов молитвы: мы молимся разумом, размышляем о Боге, говорим  с Богом, молимся посредством тела, молимся в литургии и таинствах, и, наконец, познаем сердечную молитву. Сердце – это центр нашей личности, в котором обитает Христос. Здесь мы обретаем прямое и непосредственное единство со Христом. Мы движемся от ума к сердцу. Христос говорил: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В этом очищении сердца и заключается суть медитации.

Что означает эта чистота? То, что мы свободны от эгоизма. Иисус учил нас отвергать себя. В медитации мы переводим внимание от себя к Богу. Иисус говорит нам идти внутрь сердца, не быть многословным, оставить беспокойство и страхи и направить свой ум на Царство Божие. Иисус учит нас жить настоящим. Если вы соедините все эти элементы вместе, то вы придете к созерцанию.

Вы можете использовать в качестве такой молитвенной формулы арамейское слово «Maranatha» (Господь, приди – на языке, на котором говорил Иисус) или Иисусову молитву(Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного), первая часть которой читается на вдохе, а вторая на выдохе (согласно учению православных старцев-исихастов).

Мы повторяем слово-молитву непрестанно, но смиренно. Это гармонический тон, который звучит в каждом из нас. 

Изначально медитация была тесно связана с наукой чтения Священного Писания, передававшейся индивидуально от мастера к ученику, в рамках молитвы монахов-пустынников.

Не задумывайтесь о качестве своей медитации, не обращайте внимания на приходящие в голову мысли и образы, сконцентрируйтесь на молитвенной формуле, на ее глубине. Мысли будут приходить и уходить, но не пытайтесь подавлять их или сопротивляться им. Просто позвольте им свободно перемещаться.

Когда Вы чувствуете, что Ваше сознание рассеивается, а мысли и впечатления снова привлекли Ваше внимание, просто с верой и любовью вернитесь к молитвенной формуле.

Медитируйте дважды в день (в идеале рано утром и рано вечером). Оптимальная продолжительность медитации 30 минут, но можно начать с 20, постепенно довести до 25 минут или до получаса. Будьте терпеливы и просты.

- Найдите тихое место
- Примите удобную позу, держите спину прямо
- Прикройте глаза
- Сидите спокойно, насколько это возможно
- Дышите глубоко, равномерно и спокойно, будучи одновременно расслабленным и одновременно бодрствуя при этом
- Начните медленно про себя повторять Вашу молитвенную формулу. Прислушивайтесь к словам, повторяя их
- Продолжайте повторять молитвенную формулу спокойно и с верой, в течении всего времени медитации
- Возвращайтесь к повторению, если оно прервалось
- Повторяйте одну и ту же молитвенную формулу в течение всей медитации день за днем.
О. Лоренс Фримен

  Главной проблемой медитации для нас является ее чрезмерная простота. Нам – скептически настроенным и непрестанно анализирующим самих себя – нелегко принять такую простоту.

Расти духовно – означает становиться все более простым и все менее самосознательным. Продвижение в молитве невозможно измерить никак иначе, как только если мы вдруг заметим, что вездесущий дух любви входит в нашу повседневную жизнь, и христианский созерцательный опыт должен принести этот плод в жизни всех остальных людей.

Рим.8:26 молитва апостола Павла: «Даже не знаем, как молиться, однако Дух молится в нас».

Хорошо медитировать вместе. Община любящих друг-друга и зрелых людей творится именно молитвой, в которую мы входим вместе. Относительно медитации это очередной вызов. Мы должны совместно пребывать в безмолвии, в вере, в присутствии Духа Святого, который является нашим единством.

Невозможно, ежедневно медитируя, прибегать к политике лжи, эгоизма и мщения. Пусть даже постепенно, но мы должны вверить себя истине, любви и Богу в нашей повседневности. Таким путем наша духовная жизнь будет менять к лучшему весь мир. Наша моральная целостность, вступив в фазу развития, изменит также наши действия и реалии мира, в котором мы живем, - мира социального, политического и религиозного – начнут изменяться также.

В основе Евангелия лежит призыв к изменению себя, к преображению в нового человека, и именно опыт этой трансформации дает новозаветным писаниям их силу.
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2).

Каждая христианская община, собранная в молитве, достигает одновременно святости каждого из ее участников и всего Тела Церкви. Это не соревнование, в котором каждый придти к цели первым, потому что, в определенном смысле, никто из нас не придет к цели, пока мы все ее не достигнем. Однако всем нам суждено к ней прийти, потому что первым ее достиг Иисус. Община, укорененная в молитве, стремящейся к своему живому центру – Христу, помогает каждому обрести в своем сердце осознанность и внимательность к духу непрестанной молитвы.

Каждая христианская община, открытая настоящему, этому текущему мгновению, живет осознанием ценности времени, истинной святости времени, равно как и святотатственной глупости его растраты.  Такая община открыта силе Бога, опыт которой можно получить в Его настоящем мгновении, а не в собственных представлениях, связанных со временем. В подобной общине, а также у каждого, кто с ней связан, одиночество становится уединением, а уединение служит основой общины.

«Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом» (Еф. 1:9-10).

О.Джон Мейн «Слово о безмолвии». «Выбор молитвенного слова имеет большое значение. В идеале вы должны выбирать свою мантру, консультируясь с духовным наставником. Если же у вас нет такой возможности, лучше всего выбрать слово, которое было бы священным для христианской традиции на протяжении столетий». 

Немає коментарів: