пʼятниця, 22 лютого 2013 р.

Михаил Казиник. Пример-комментарий из зарисовки «Антонио Сальери – в поисках Бога»

Эта история произошла в Минске. Когда после московской премьеры запрещенной 13-той симфонии Дмитрия Шестаковича на запрещенные тогда стихи Евгении Евтушенко на тему Бабьего Яра и всех ужасов тогда сталинского коммунизма. После выполнения в Москве – симфония была запрещена. И тут звонят из Минска и говорят: «Ну что ж нам делать, у нас объявлено и Дмитрий Шестакович приедет на премьеру – что делать?»

Тогда Москва сказала: «Ладно, один раз исполните, но при одном условии – на следующий день в главной газете Беларуси и во всех газетах должна появиться рецензия – разгромная, убийственная, страшная».

Но вот теперь   нужно найти кого-то, кто напишет эту рецензию. Нашли одну женщину, она как раз защищала десертацию по естетике и она очень легко защитит десертацию, даже докторскую, если она напишет разгромную статью.
 
И она написала эту статью. И Шестакович был на премьере. И зал стоял. И сел, и погасили свет в зале. И Шестакович сидел на темной  без света сцене, а публика сидела в зале. И то аплодировали, то просто чувствовали друг друга. Это было что-то невероятное. А потом Шестакович прочел рецензию. Ему принесли рецензию – страшной, в духе 37-го года статьи, после которой, если бы это был 37-мой год, Шестаковича бы конечно уничтожили.

Шестакович прочитал эту статью и сказал всего лишь два слова. Своим тихим голосом, совершенно безучастно Шестакович сказал: «Смелая женщина».

О, Боже мой! Действительно смелая! Она войдет во все компьютеры и во все книжки для тех, кто знает, как символ нелепости. Ее имя будет стоять рядом с именем Шестаковича. И сколько человечество будет помнить Шестаковича и его симфонию, оно будет помнить эту замечательную смелую женщину, которая осмелилась написать страшную рецензию на эту гениальную музыку.

Как так?.. 

Немає коментарів: