О.Лоренц - монах-бенедиктинец монастыря Христа Царя в Англии. Он является автором множества бестселлеров, посвященных созерцательной жизни мирян и монахов в современном мире. также принимает активное участие во многих инициативах, связанных с межрелигиозным диалогом.
Цитаты из книги о.Лоренса "Внутренний свет. Путь христианской медитации"
Христианская медитация –
разновидность созерцательной молитвы, известной со времен ранних христиан.
Иисус Христос раскрыл преимущества созерцательного измерения бытия в истории о
Марфе и Марии. Мы призваны к более глубокому постижению Евангелия и нашей
собственной христианской жизни для достижения гармонии и взаимодействия
различных сторон христианской духовности. Марфа и Мария – сестры, но это не
просто два образа – это символ двух дополняющих друг друга измерения личности.
Без спокойствия Марии, сидящей у
ног Учителя и слушающей Его, мы становимся подобны Марфе: раздражительными,
недовольными, рассеянными. В конце концов, даже любой наш труд, не укорененный
во внутреннем Божьем покое и никогда не останавливающемся созерцательном
бдении, теряет свою продуктивность. На самом деле и Мария, и Марфа трудятся
одновременно: одна внешне, а другая внутренне.
Созерцание – часть нашей работы,
помогающая нам делать другую ее часть лучше. Мария и Марфа – это две комнаты в
нашем сердце. Они не просто дополняют друг друга, они нуждаются друг в друге
для реализации полноты жизни.
Существует много видов молитвы:
мы молимся разумом, размышляем о Боге, говорим
с Богом, молимся посредством тела, молимся в литургии и таинствах, и,
наконец, познаем сердечную молитву. Сердце – это центр нашей личности, в
котором обитает Христос. Здесь мы обретаем прямое и непосредственное единство
со Христом. Мы движемся от ума к сердцу. Христос говорил: «Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят». В этом очищении
сердца и заключается суть медитации.
Что означает эта чистота? То, что
мы свободны от эгоизма. Иисус учил нас отвергать себя. В медитации мы переводим
внимание от себя к Богу. Иисус говорит нам идти внутрь сердца, не быть
многословным, оставить беспокойство и страхи и направить свой ум на Царство
Божие. Иисус учит нас жить настоящим. Если вы соедините все эти элементы
вместе, то вы придете к созерцанию.
Вы можете использовать в
качестве такой молитвенной формулы арамейское слово «Maranatha» (Господь, приди – на языке,
на котором говорил Иисус) или Иисусову молитву(Господи Иисусе Христе, Сыне
Божий, помилуй меня грешного), первая часть которой читается на вдохе, а вторая
на выдохе (согласно учению православных старцев-исихастов).
Мы повторяем слово-молитву
непрестанно, но смиренно. Это гармонический тон, который звучит в каждом из
нас.
Изначально медитация была тесно
связана с наукой чтения Священного Писания, передававшейся индивидуально от
мастера к ученику, в рамках молитвы монахов-пустынников.
Не задумывайтесь о качестве своей
медитации, не обращайте внимания на приходящие в голову мысли и образы,
сконцентрируйтесь на молитвенной формуле, на ее глубине. Мысли будут приходить
и уходить, но не пытайтесь подавлять их или сопротивляться им. Просто позвольте
им свободно перемещаться.
Когда Вы чувствуете, что Ваше
сознание рассеивается, а мысли и впечатления снова привлекли Ваше внимание,
просто с верой и любовью вернитесь к молитвенной формуле.
Медитируйте дважды в день (в
идеале рано утром и рано вечером). Оптимальная продолжительность медитации 30
минут, но можно начать с 20, постепенно довести до 25 минут или до получаса.
Будьте терпеливы и просты.
- Найдите тихое место
- Примите удобную позу, держите
спину прямо
- Прикройте глаза
- Сидите спокойно, насколько это
возможно
- Дышите глубоко, равномерно и
спокойно, будучи одновременно расслабленным и одновременно бодрствуя при этом
- Начните медленно про себя
повторять Вашу молитвенную формулу. Прислушивайтесь к словам, повторяя их
- Продолжайте повторять
молитвенную формулу спокойно и с верой, в течении всего времени медитации
- Возвращайтесь к повторению,
если оно прервалось
- Повторяйте одну и ту же молитвенную
формулу в течение всей медитации день за днем.
О. Лоренс Фримен
Главной
проблемой медитации для нас является ее чрезмерная простота. Нам – скептически
настроенным и непрестанно анализирующим самих себя – нелегко принять такую
простоту.
Расти духовно – означает
становиться все более простым и все менее самосознательным. Продвижение в
молитве невозможно измерить никак иначе, как только если мы вдруг заметим, что
вездесущий дух любви входит в нашу повседневную жизнь, и христианский
созерцательный опыт должен принести этот плод в жизни всех остальных людей.
Рим.8:26 молитва апостола Павла: «Даже не знаем, как молиться, однако Дух
молится в нас».
Хорошо медитировать вместе. Община любящих друг-друга и зрелых людей
творится именно молитвой, в которую мы входим вместе. Относительно медитации
это очередной вызов. Мы должны совместно пребывать в безмолвии, в вере, в
присутствии Духа Святого, который является нашим единством.
Невозможно, ежедневно медитируя,
прибегать к политике лжи, эгоизма и мщения. Пусть даже постепенно, но мы должны
вверить себя истине, любви и Богу в нашей повседневности. Таким путем наша
духовная жизнь будет менять к лучшему весь мир. Наша моральная целостность,
вступив в фазу развития, изменит также наши действия и реалии мира, в котором
мы живем, - мира социального, политического и религиозного – начнут изменяться
также.
В основе Евангелия лежит призыв к
изменению себя, к преображению в нового человека, и именно опыт этой
трансформации дает новозаветным писаниям их силу.
«Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума
вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная»
(Рим. 12:2).
Каждая христианская община,
собранная в молитве, достигает одновременно святости каждого из ее участников и
всего Тела Церкви. Это не соревнование, в котором каждый придти к цели первым,
потому что, в определенном смысле, никто из нас не придет к цели, пока мы все
ее не достигнем. Однако всем нам суждено к ней прийти, потому что первым ее
достиг Иисус. Община, укорененная в молитве, стремящейся к своему живому центру
– Христу, помогает каждому обрести в своем сердце осознанность и внимательность
к духу непрестанной молитвы.
Каждая христианская община,
открытая настоящему, этому текущему мгновению, живет осознанием ценности
времени, истинной святости времени, равно как и святотатственной глупости его
растраты. Такая община открыта силе
Бога, опыт которой можно получить в Его настоящем мгновении, а не в собственных
представлениях, связанных со временем. В подобной общине, а также у каждого,
кто с ней связан, одиночество становится уединением, а уединение служит основой
общины.
«Открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде
положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить
под главою Христом» (Еф. 1:9-10).
О.Джон Мейн «Слово о безмолвии». «Выбор молитвенного слова имеет большое
значение. В идеале вы должны выбирать свою мантру, консультируясь с духовным
наставником. Если же у вас нет такой возможности, лучше всего выбрать слово,
которое было бы священным для христианской традиции на протяжении столетий».
Немає коментарів:
Дописати коментар