Эта история произошла в Минске.
Когда после московской премьеры запрещенной 13-той симфонии Дмитрия Шестаковича
на запрещенные тогда стихи Евгении Евтушенко на тему Бабьего Яра и всех ужасов
тогда сталинского коммунизма. После выполнения в Москве – симфония была
запрещена. И тут звонят из Минска и говорят: «Ну что ж нам делать, у нас
объявлено и Дмитрий Шестакович приедет на премьеру – что делать?»
Тогда Москва сказала: «Ладно,
один раз исполните, но при одном условии – на следующий день в главной газете
Беларуси и во всех газетах должна появиться рецензия – разгромная,
убийственная, страшная».
Но вот теперь нужно найти кого-то, кто напишет эту
рецензию. Нашли одну женщину, она как раз защищала десертацию по естетике и она
очень легко защитит десертацию, даже докторскую, если она напишет разгромную
статью.
И она написала эту статью. И Шестакович был на премьере. И зал стоял. И
сел, и погасили свет в зале. И Шестакович сидел на темной без света сцене, а публика сидела в зале. И
то аплодировали, то просто чувствовали друг друга. Это было что-то невероятное.
А потом Шестакович прочел рецензию. Ему принесли рецензию – страшной, в духе
37-го года статьи, после которой, если бы это был 37-мой год, Шестаковича бы
конечно уничтожили.
Шестакович прочитал эту статью и
сказал всего лишь два слова. Своим тихим голосом, совершенно безучастно
Шестакович сказал: «Смелая женщина».
О, Боже мой! Действительно смелая! Она войдет
во все компьютеры и во все книжки для тех, кто знает, как символ нелепости. Ее
имя будет стоять рядом с именем Шестаковича. И сколько человечество будет
помнить Шестаковича и его симфонию, оно будет помнить эту замечательную смелую
женщину, которая осмелилась написать страшную рецензию на эту гениальную
музыку.
Как так?..
Немає коментарів:
Дописати коментар